Образовательная программа начальной школы в условиях внедрения стандартов нового поколения |
Автор Administrator | |
Анализ ситуации, проблематика и актуальность Практикой доказано, что современное образование уже не может успешно функционировать в прежних содержательных, организационных и - шире - педагогических формах. Система образования становится все более открытой. Сегодня образование рассматривается не только как важнейший социальный институт, но и как важнейшая социальная деятельность общества. это означает. что новая школа, образовательная система с необходимостью требуют применения иных способов управления, что предполагает переосмысления базовых условий организации школьной жизни: переформулирования целей, задач, средств, способов оценивания и коммуникации. Не случайно в послании презедента, где он говорит о новой образовательной стратегии "Наша новая школа", одним из первых направлений является обновление образовательных стандартов. Президент РФ Дмитрий Медведев сказал6 "Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования". Проект образовательных стандартов второго поколения определяет цели основной образовательной программы начального общего образования: создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей. Для достижения этой цели необходимы:
Эти принципы должны быть воплощены в конкретных образовательных технологиях, "Образовательной программе начальной школы МБОУ "Кусакская СОШ". направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Основной формой проявления этих качеств в младшем школьном возрасте является учебная самостоятельность (умение учиться). При этом образовательный процесс нацелен на становление учебного сообщества, то есть группы детей, объединяющейся для совместного выполнения заданий. Позиция педагога, строящего такое сообщество, принципиально отлична от позиции учителя, ориентированного исключительно на фронтальные занятия. Он не столько дает в готовом виде правила работы и образцы действий, сколько помогает детям выдвигать и обсуждать предположения, принимать коллективное решение и т.п. Внутри учебного сообщества создаются условия не только для развития способности ребенка сотрудничать с другими людьми, но и для становления самостоятельности каждого ученика. Основным педагогическим средством при этом является радикальный пересмотр системы оценивания, целенаправленная работа учителя по становлению адекватной оценки ребенком границ своих знаний и умений. Отметка в баллах не пргодна для младшего школьного возраста, как и любой другой вариант сравнения достижений ребенка со стандартом. Оценка должна отражать процесс продвижения ребенка, а не уровень, достигнутый на данный момент. Критерии и средства оценки дети создают совместно с учителем. Способы построения учебного сообщества и новой системы оценивания являются основными направлениями "Образовательной программы начальной школы Кусакская СОШ". Образовательная программа начальной школы, предметно-пространственная среда в младших классах, системно-деятельностный подход к обучению, а также новые возможности включения родителей в образовательный процесс, совершенствование системы работы с педагогами и прочее способствуют реализации принципов, заложенных в основу концепции государственных образовательных стандартов второго поколения. |
|
Последнее обновление ( 14.05.2012 г. ) |